Чем руководителям полезен навык игры в шахматы
И спортсмену, и бизнесмену нужно решать логические задачи в условиях ограниченного времени, маневрировать, оценивать положительные и негативные стороны тактического шага, прогнозировать развитие событий и быстро адаптировать стратегию вслед за изменениями на шахматной доске или в бизнесе. Шахматы — это, по сути, ролевая модель бизнеса. Разберем подробнее на примере шахматной партии.
Шаг 1. Разработка стратегии
Гроссмейстер — в первую очередь стратег (хотя многие исследователи говорят, что, в отличие от Го, шахматы — тактическая игра).
В шахматах существует 400 уникальных комбинаций первого хода — 20 вариантов первого полухода белыми и 20 вариантов ответа черных. С каждым последующим ходом количество уникальных позиций увеличивается на степень. Общее количество уникальных партий в шахматы составляет примерно 10120 , что на 1040 превышает количество атомов во Вселенной.
Опытные гроссмейстеры выбирают несколько наиболее выгодных продолжений, отталкиваясь от позиции на доске, и пытаются рассчитать как можно больше вариантов развития событий по каждой из линий, учитывая риски и угрозы, которые могут помешать им достигнуть цели. Для этого гроссмейстеры изучают уже отыгранные партии и готовые комбинации, а также анализируют стиль игры соперника.
Стратегия в бизнесе также помогает не сбиться с намеченного пути из-за множества возможных развилок. Она содержит цели, задачи и прогнозируемые результаты предприятия, а также KPI, по которым их можно оценить. Именно на нее ориентируются сотрудники компании на всех уровнях в процессе принятия решений.
При этом стратегия — и в шахматах, и в бизнесе — должна быть гибкой. Другими словами, в случае необходимости ее можно легко адаптировать под меняющиеся обстоятельства. Это не строгая последовательность действий, а набор ключевых событий и факторов, которые могут привести к успеху.