Многие сервисы, к которым привыкла широкая аудитория, стартовали как продукты для внутреннего пользования в компании. Как организовать стартап на базе предприятия, чтобы он стал источником дохода бизнеса, рассказал Максим Панфилов (Panfilov.digital)
Самая популярная почтовая онлайн-служба в мире Gmail когда-то была внутренним стартапом Google. Это лишь один пример, когда сочетание стартап-подхода и опыта в бизнесе дает высокий результат. Сейчас, когда около 9% иностранных компаний покинули Россию, самое время его использовать и занимать место конкурентов.
Что дает бизнесу стартап-подход
Стартап-подход в развитии компании подразумевает уникальную идею, небольшие вложения на старте и ожидание скорых инвестиций, а также быстрый рост. Вы развиваете только протестированную гипотезу и адаптируете ее под требования рынка.
У корпораций есть опыт и доверие пользователей, а у стартапов ― уникальные идеи и инновационные решения. Совмещая это во внутрикорпоративном предпринимательстве, вы:
- оптимизируете риски — не вкладываете все в новую идею, а оцениваете перспективы и выбираете только результативные проекты. В «Яндексе» внутренние стартапы поддерживаются с 2014 года. Среди успешных стартапов сотрудников компании ― каршеринговый сервис «Драйв» и контент-площадка «Дзен»;
- адаптируетесь под ситуацию. Вы можете для начала использовать идеи для внутренних процессов, а если проект докажет свою эффективность — выводить на рынок как самостоятельный продукт. По такому принципу появился SaaS-проект для автоматизации продаж и маркетинга малого бизнеса amoCRM. Компания-разработчик QSOFT уже не могла эффективно обрабатывать заявки клиентов вручную или с помощью Microsoft Dynamics, которым они какое-то время обходились. Готовые решения не подходили, и в 2009-м QSOFT создала свое amoCRM (тогда qCRM). Спустя два года продукт вышел на западный рынок под современным брендом. В 2015 году amoCRM стали резидентом «Сколково», и за 2022 год их выручка превысила 1 млрд руб.;
- быстро получаете дополнительный источник дохода. Инновационные лаборатории работают во многих корпорациях по всему миру. Одна из самых известных ― это iHub от General Motors.