Материал раздела Основной
По данным franshiza.ru, в 2022 году свою деятельность в России свернули около 280 франчайзинговых сетей, среди которых DIM, Levi’s, NYX Cosmetic, KFC, McDonald's. Однако на рынок вышли более 400. В их числе как новички, так и российские подразделения ушедших компаний, которые выделились в самостоятельный бизнес и провели ребрендинг. Таким образом, оборот рынка франчайзинга вырос на 19% по сравнению с 2021 годом, до 2,78 трлн руб.
На начало 2023 года в России насчитывалось более 3,2 тыс. франшиз — на 5% больше, чем годом ранее. Спрос будет только расти, ведь покупка франшизы — отличная возможность занять одну из освободившихся рыночных ниш, доступная даже для начинающих предпринимателей. Развивать бизнес под крылом франчайзера легче, чем самостоятельно. Главное — не наделать ошибок в самом начале пути.
Рассмотрим ошибки, которые чаще всего допускают франчайзи.
Покупатель франшизы «Kebab vлаваше» попросил суд признать договор коммерческой концессии незаключенным (дело №С01-703/2022). Он утверждал, что в договоре нет ни единого указания на то, какой товарный знак, какие секреты производства и специальные программы учета будут ему переданы.
Суд, изучив договор, сделал вывод: в документе четко прописано, что покупатель вправе использовать фирменный бренд, товарный знак, секрет производства и коммерческое обозначение сети ресторанов быстрого обслуживания «Kebab vлаваше». Франчайзер отправил истцу на электронную почту (с автоматическим подтверждением получения) 45 писем с информацией. А кроме того, оказал техническую и консультационную поддержку, провел обучение и инструктаж. Франчайзи проиграл суд.
Как не допустить