Материал раздела Основной
За последние годы мы привыкли к определенному уровню: широте ассортимента, уровню качества, качеству обслуживания, простоте выбора, когда можно заказать товары из любой точки мира. В b2b была примерно такая же ситуация: привыкли к определенным поставщикам, скорости поставок и наработанным связям, которые, казалось бы, ничто не сможет разорвать. Так и должно быть, человек (бизнес) быстро привыкает к хорошему.
Но вдруг (именно вдруг, потому что все оказались не готовы) нас буквально выкинули из привычной зоны комфорта. Сначала сработала инерция — все пытались сохранить то, к чему привыкли за много лет. Кто-то массово закупался в точках «перелома» (февраль и сентябрь 2022 года), кто-то экстренно налаживал параллельный импорт через родственников за рубежом или через зарубежных партнеров в дружественных или тогда еще не определившихся странах. Одновременно с этим доходы населения «поехали» вниз, а многие бизнесы взялись «резать косты». Постепенно пришло понимание, что придется или менять свои привычки, или сохранять их с учетом новых вводных.
Потребители довольно быстро сменили свое поведение под влиянием выхода на первый план цены и дефицита (или даже полной недоступности) привычных товаров и услуг. На основе этих двух факторов мы выделяем три модели потребительского поведения, которые сможем наблюдать в ближайшие годы. И хотя их названия относятся к конечным потребителям, так себя вести будут все категории потребителей — и b2c, и b2b.