Материал раздела Основной

Как перейти к гибкой стратегии и сыграть на опережение

Сегодня немалое число владельцев бизнеса и менеджеров понимают, что их стратегия, заранее спланированная до мельчайших деталей, перестает работать. Что можно сделать — рассказывает Егор Кривошея (программа Executive MBA Школы управления «Сколково»)

Одна из наиболее распространенных ошибок руководителей — столкнувшись с дилеммами, вызванными каким-либо кризисом, они фиксируются на одном варианте развития событий и при этом продолжают следовать привычным методам решения проблем. В условиях турбулентности это может сделать бизнес менее гибким и даже привести к рискам банкротства. Понятно, что в такой ситуации никто не хочет оказаться, и поэтому бизнес активно ищет новые рабочие решения и проводит «пересборку».

Можно ли в таких условиях заниматься стратегическим планированием или эти усилия стоит направить на решение тактических задач? Короткий ответ — да, стратегия нужна, но при этом должен измениться подход к ней.

Стратегическое мышление как новый фундамент для компаний

Прежде всего нужно понять, что стратегия — это уже далеко не многостраничный документ, в котором до мельчайших деталей расписаны все шаги и действия на все случаи жизни, и дело даже не в перманентных кризисах. Горизонт планирования сильно сократился по разным причинам, совокупность которых говорит о том, что бизнесу в целом требуется переход от стратегии к формированию стратегического мышления у ключевых сотрудников в команде. На мой взгляд, стратегия как таковая — это всего лишь план и ответ на вопрос «зачем». В такой логике и план, и ответ на вопрос «зачем» могут меняться регулярно, а уровень детализации каждый выбирает для себя сам. Но, если регулярно следить за этими двумя частями, руководители могут эффективнее предвосхищать и проходить изменения, даже кризисные.

На протяжении 2020–2023 годов становится очевидно, что задача стратегии изменилась, и вместо документа-гайда она все больше становится динамичным инструментом. Этот подход не отменяет ключевые стратегические документы, но переводит их в более живой и гибкий формат, цели и приоритеты которого становятся особенно важны в кризис, где в центре прежде всего синхронизация команды. Поэтому все чаще и чаще мы видим пересмотр стратегических целей. Так, например, произошло у Сбера, который до 2020 года двигался трех-четырехлетними горизонтами, однако в течение новой стратегии, принятой в 2020 году, уже успел пересмотреть цели и планы и запустил процесс реформы экосистемы еще в конце 2021-го — начале 2022 года.