Growth Market Reports оценивает мировой рынок корпоративных подарков в $1 млн. Аналитики ожидают, что эта цифра будет расти. Евгений Глазов, директор по этике и комплаенсу AB InBev Efes рассказывает, где грань между подарком и инструментом влияния
В разных странах к подаркам в бизнес-среде относятся по-разному:
-
США и Великобритания. Подарки дарят редко, так как есть риск, что это будет воспринято как попытка подкупа и манипуляции.
-
Германия. Дарят только те предметы, которые связаны с деятельностью их компании.
-
Австралия. Не принято преподносить дорогие вещи. Вполне достаточно блокнота, ручки или брелока. Аналогичная ситуация в Финляндии, где предметы роскоши не дарят вообще.
-
Малайзия и Парагвай. Из-за высокого уровня коррупции любой подарок может быть рассмотрен как взятка.
- Китай и Япония. Редкие страны, где к бизнес-подаркам относятся очень лояльно. В Китае считается нормальным поинтересоваться, что партнер желает получить. В Японии подарки часто дарят до начала переговоров, чтобы расположить к себе оппонента, хотя международные стандарты предписывают делать это в завершающий день. Главное, чтобы подарок японцу не включал четыре предмета, так как четверка ассоциируется со смертью.
- Россия. В нашей стране культура дарения сложилась под давлением советского прошлого, когда подарок преподносился, чтобы продвинуться в очереди или получить недоступную услугу. Такой подарок, по сути своей, был взяткой. Поэтому к подаркам в бизнесе часто относятся негативно. Ведущие российские компании разрабатывают Кодексы деловой этики. Они включают отдельное Положение об антикоррупционной деятельности, которое регулирует дарение и получение подарков. Подобные кодексы есть в таких компаниях, как «Газпром», ЛУКОЙЛ, «Роснефть», «Сбер», РЖД, ВТБ, «Магнит», X5 Retail Group.
Как принимают и дарят подарки в нашей компании
У нас в компании действуют сразу два документа, которые регулируют корпоративное дарение — Антикоррупционная политика для деловых партнеров и Кодекс делового общения.