В условиях кризиса, с которым российский бизнес столкнулся год назад, подтвердились результаты исследования, которое провела группа экономистов The Economist Intelligence Unit еще в 2008–2009 годах. Его авторы пришли к выводу, что остаться конкурентоспособными в кризис могут только те организации, которые будут «гибкими, как Гудини» (Houdini-like twist), и смогут работать на опережение в условиях волатильности рынка.
Но что это значит на практике и как это использовать в 2023 году?
Основа ловкости — стабильность стратегии
В последние несколько лет российский бизнес сталкивается с ежегодными кризисами: коронавирус, логистические коллапсы, международные проблемы приводят к волатильности мировой и российской экономики.
Этот опыт показал: эффективным фактором преодоления кризиса остается умение топ-менеджеров нестандартно подходить к решению задач и быстро корректировать бизнес-процессы в зависимости от меняющихся условий. Этим навыком, как и любым другим, можно овладеть, если в нем упражняться.
Однако как «упражняться», когда острая фаза кризиса миновала и все вернулось в штатный режим? Нужно сделать так, чтобы управленческая стратегия в докризисное время не особенно отличалась от менеджмента в трудный период.