Материал раздела Основной

Новые продукты и экономные клиенты: что ждет страховой рынок в 2023 году

Позитивным прогнозам, которые обещали почти двукратный рост российского страхового рынка после 2021 года, не суждено было сбыться. Но отрасль не сдается. О том, что ее ждет в 2023 году и что готовят для клиентов, рассказал Денис Мишин, Inssmart
Фото: Андрей Любимов / РБК
Фото: Андрей Любимов / РБК

В середине 2022 года участники страхового рынка в опросе рейтингового агентства «Эксперт РА» выделяли несколько ключевых проблем, с которыми столкнулись. Большая часть трудностей была связана с санкциями и их последствиями: это сложности или даже невозможность проведения валютных операций и трансграничных переводов, это уход иностранных IТ-вендоров, что мешает корректной работе сервисов и повышает риски киберугроз.

Также трудности возникли для отдельных сегментов рынка. По мнению участников отрасли, самым пострадавшим направлением стало автострахование. Сложности были связаны с приостановкой работы международных концернов, нарушениями логистики, удорожанием как запчастей, так и самих автомобилей. В зарубежном перестраховании проблемы возникли из-за ухода международных поставщиков. На остальные сегменты, особенно на страхование жизни, повлияло падение платежеспособности клиентов и соответствующая стратегия максимальной экономии.

Тем не менее по итогам года, которые подвели аналитики «Эксперт РА», для страхового рынка все оказалось не так страшно, хотя его динамика была нестабильной. Отрасль выстояла и собрала 1,8 трлн руб. премий: на 0,5% больше, чем в 2021 году. Рост минимальный, но это уже не просадка. ОСАГО получило рекордный взлет по премиям за шесть лет — на 21%. Кроме этого сегмента росли автокаско и ДМС. В то время как страхование от несчастных случаев и от болезней показало отрицательную динамику.

Несмотря на то что в 2023 году сохраняется нестабильность, пока не улучшается платежеспособность и многие из возникших в 2022 году проблем никуда не делись, на страховом рынке возможны изменения. Часть из них будет связана со стратегией Минфина по развитию финансового рынка, часть — с адаптацией потребителей к ситуации и снижением ключевой ставки.

Изменения в медицинском страховании и новый инвестиционный инструмент