Новые продукты и экономные клиенты: что ждет страховой рынок в 2023 году
В середине 2022 года участники страхового рынка в опросе рейтингового агентства «Эксперт РА» выделяли несколько ключевых проблем, с которыми столкнулись. Большая часть трудностей была связана с санкциями и их последствиями: это сложности или даже невозможность проведения валютных операций и трансграничных переводов, это уход иностранных IТ-вендоров, что мешает корректной работе сервисов и повышает риски киберугроз.
Также трудности возникли для отдельных сегментов рынка. По мнению участников отрасли, самым пострадавшим направлением стало автострахование. Сложности были связаны с приостановкой работы международных концернов, нарушениями логистики, удорожанием как запчастей, так и самих автомобилей. В зарубежном перестраховании проблемы возникли из-за ухода международных поставщиков. На остальные сегменты, особенно на страхование жизни, повлияло падение платежеспособности клиентов и соответствующая стратегия максимальной экономии.
Тем не менее по итогам года, которые подвели аналитики «Эксперт РА», для страхового рынка все оказалось не так страшно, хотя его динамика была нестабильной. Отрасль выстояла и собрала 1,8 трлн руб. премий: на 0,5% больше, чем в 2021 году. Рост минимальный, но это уже не просадка. ОСАГО получило рекордный взлет по премиям за шесть лет — на 21%. Кроме этого сегмента росли автокаско и ДМС. В то время как страхование от несчастных случаев и от болезней показало отрицательную динамику.
Несмотря на то что в 2023 году сохраняется нестабильность, пока не улучшается платежеспособность и многие из возникших в 2022 году проблем никуда не делись, на страховом рынке возможны изменения. Часть из них будет связана со стратегией Минфина по развитию финансового рынка, часть — с адаптацией потребителей к ситуации и снижением ключевой ставки.