Материал раздела Основной

Уехали из России и добились успеха: 6 историй предпринимателей-эмигрантов

От тонального крема и желтого автомобиля такси до тетриса и мобильного YouTube — все эти вещи стали частью повседневности благодаря талантливым специалистам, уехавшим в разное время из России. РБК Pro вспоминает истории шести предпринимателей-эмигрантов
Николай Сторонский, основатель Revolut
Николай Сторонский, основатель Revolut (Фото: Анастасия Тихонова для РБК)

1. Макс Фактор

Пионер косметической индустрии Максимилиан Факторович родился в 1872 году в еврейской семье в Польше, которая была тогда частью Российской империи. Позднее он вспоминал, что «впервые встретился с миром притворства» в семь лет, когда продавал фрукты в фойе городского театра. В восемь он уже помогал аптекарю, а в девять начал работать у местного гримера, что и определило его дальнейшую карьеру. В 14 лет Факторович переехал в Москву, где несколько лет был ассистентом гримера Императорских театров. Отслужив в армии четыре года, он открыл в Рязани магазин, где продавал кремы, помаду, парики и парфюмерию собственного производства. Продукция впечатлила артистов столичной труппы, бывшей в городе проездом, и вскоре у Факторовича не было отбоя от клиентов. В итоге он переехал в Санкт-Петербург, где стал придворным косметологом.

Фото:General Photographic Agency / Getty Images
Фото: General Photographic Agency / Getty Images

Однако в начале 1900-х в империи усилились гонения на евреев, участились погромы. Опасаясь за свою жизнь, Факторович вместе с семьей в 1904 году покинул Россию, перебрался в США и поменял имя на более лаконичный вариант — Макс Фактор. Все пришлось начинать с чистого листа.

Он не знал ни слова по-английски, но зато у него было $40 тыс. сбережений. Фактор открыл в Сент-Луисе парикмахерскую, дела быстро пошли в гору, и в 1908 году он перебрался в Калифорнию, где начала стремительно развиваться индустрия кинематографа. Фактор понял, что это его шанс, так как тяжелый и неестественный театральный грим плохо подходил для кино, и открыл магазин косметики для актеров Max Factor & Company. К 1914 году ему удалось разработать то, что, по сути, являлось первым в истории тональным кремом, — звезды немого кино моментально оценили новинку. Фактор умело подстраивался под инновации в индустрии, будь то новый вид освещения или появление цветной пленки. К концу 1920-х он был совершенно незаменим в индустрии и даже получил «Оскара» в 1928 году за свои достижения.