Материал раздела Основной

ZARA забывается: как российский фешен строит маркетинговую стратегию-2023

В 2023 году половина продавцов одежды и обуви в России ожидает рост доходов. На чем основаны их надежды и какие инструменты маркетинга они считают наиболее эффективными, чтобы его достичь? Этим вопросам было посвящено исследование Demis Group
Фото: Андрей Любимов / РБК
Фото: Андрей Любимов / РБК

По данным Data Insight, объем fashion-рынка в России просел с 1,8 трлн руб. в 2021 году до 1,6 трлн руб. в 2022-м. В то же время сегмент e-commerce в отрасли вырос на 38%.

Ключевые тенденции в e-commerce

Исследование показало:

  • 47% респондентов отметили снижение спроса;
  • 41% отметил снижение маржинальности бизнеса за счет роста цен на сырье и логистику;
  • 42% увидели снижение трафика в своих магазинах.

Все это заложило основу для трендов, которые оказались характерны исключительно для отечественного рынка e-commerce.

Перераспределение рынка в пользу локальных брендов

По данным «Яндекса», количество запросов по российским брендам в 2022 году выросло в 2 раза. Сервис Lamoda фиксирует четырехкратный рост спроса на отечественные бренды.

Популярные западные марки — Zara, Uniqlo, H&M — теперь представлены в России исключительно в онлайне. Но из-за сложностей с логистикой стоимость таких товаров и сроки их доставки значительно возросли. Например, продукция Uniqlo сегодня продается в 2–3 раза дороже, чем в годы присутствия в стране, а срок доставки у бренда теперь достигает месяца.

При этом спрос на товары этих брендов остается на высоком уровне. А это значит, что они продолжают составлять конкуренцию локальным брендам в ряде ценовых сегментов. Так, по данным wordstat.yandex.ru, количество запросов, связанных с названиями ушедших брендов с января 2022 года по январь 2023-го, упало:

  • на продукцию Zara — с 717 594 запросов в месяц до 355 027;
  • на Uniqlo — с 159 407 до 78 398 запросов в месяц;
  • на H&M — с 627 673 до 204 228 запросов в месяц.

Значительная часть этой аудитории — люди, которые находятся в поиске замены привычных брендов. Чтобы переманить этих клиентов, многие российские компании активно используют спрос на них, показывая по их запросам собственные рекламные объявления.