Материал раздела Основной

Наши люди на Балканах: как россияне открывают бизнес в Сербии

Сербия — отличное окно в Европу, свободный и удобный с логистической точки зрения рынок. Но есть и местные особенности: темп жизни у местных жителей небыстрый, новое и непривычное их пугает
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

За прошедший год Сербия стала популярным направлением для переезда и релокации бизнеса. За прошедший год количество русских в Сербии увеличилось с 3,5 тыс. до 200 тыс. В 2022 году в стране была зарегистрирована 2321 малая компания с российским участием, а годом раньше их количество составляло всего 158, пишет Bloomberg со ссылкой на Агентство бизнес-реестра Сербии. Причин несколько: во-первых, Сербия отказалась вводить санкции против России, а отношение к россиянам в стране остается дружественным. Во-вторых, в условиях западных санкций многие российские компании стали рассматривать эту страну как удобную площадку для дальнейшей работы на международном рынке и для производства продукции.

На Сербию начали обращать внимание IТ-гиганты (летом 2022 года «Яндекс» открыл в Белграде хаб на 700 человек, осенью-зимой 2023 года компания планирует открыть второй офис), производители косметики (в декабре 2022 года стало известно, что бренд Levrana переносит часть производства на сербскую площадку) и малые предприниматели. Опрошенные РБК Pro компании перечисляют плюсы работы в Сербии, но отмечают важную проблему: компании из России легко остаться бизнесом «для своих» — российских же эмигрантов. На чем можно заработать в Сербии и как выйти за пределы эмигрантской аудитории?