Материал раздела Основной

Битва на ложках: как вывести видеоигру на рынок Китая

Раньше разработчики игр из РФ держали фокус на глобальном рынке, в частности на ЕС и США. Но из-за санкций оказались лишены поддержки местных издателей. Михаил Пименов (Университет «Синергия») — о том, как выйти на рынок Китая, объем которого — $45,8 млрд
Фото:  Михаил Терещенко / ТАСС
Фото: Михаил Терещенко / ТАСС

До 2022 года российские геймдев-студии разрабатывали конкурентоспособные по мировым меркам продукты, ориентируясь прежде всего на аудиторию ЕС и США. Отечественные студии редко создавали игры для премиальных платформ, таких как Steam, PS Store и Nintendo eShop, но преуспели в сегменте мобильных.

Среди крупнейших игроков мирового рынка, которые начинали свою деятельность в России, — Playrix (выпустила в том числе игры Gardenscapes и Homescapes), Zeptolab (Cut the Rope, King of Thieves), 1C Game Studios («Ил-2: Штурмовик», «Калибр»), Battlestate Games (Escape from Tarkov), Gaijin Entertainment (War Thunder). Например, в игры Playrix и Zeptolab сегодня играют более 1 млрд человек по всему миру.

Разрыв с Западом

Санкции, введенные западными странами, оказали существенное влияние на российский игровой рынок. Многие крупные зарубежные компании, среди которых Nvidia, Electronic Arts, Ubisoft, Rockstar Games, Bethesda, Nintendo, либо полностью ушли из России, либо приостановили свою деятельность здесь. По подсчетам Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), в 2021 году объем рынка онлайн-игр достигал 99,2 млрд руб., а в 2022-м он упал примерно на 80%. Это значит, что он снизился до 19,8 млрд руб. 

С экспортом ситуация тоже не самая жизнеутверждающая. По оценке студии Vengeance Games, до 2022 года экспорт отечественных игр оценивался «в десятки миллиардов долларов», а теперь опустился ниже $1 млрд.

Вот основные проблемы, с которыми сталкиваются геймдев-студии.

1. Поиск лояльных издателей и платформ-дистрибьюторов

До 2022 года российские геймдев-студии продавали свои игры за рубежом в основном через зарубежных издателей и дистрибьюторов. Они работали с такими платформами, как App Store, Google Play, Steam и Epic Games Store, используя для рекламы различные каналы, включая сервисы медиации (Unity Ads, AppLovin, AdColony), инфлюенсеров, социальные и рекламные сети.

Зарубежные издатели предоставляли геймдев-студиям финансовую поддержку и помогали распространять игры на мировом рынке. Однако сейчас издатели из западных стран стараются соблюдать осторожность в работе с российскими компаниями, что затрудняет поиск лояльных партнеров для публикации и распространения игр.

2. Выплаты от дистрибьюторов