Материал раздела Инвестиции
Опубликовано 21.04.2023, 08:45

Рентабельность Tesla продолжает снижаться. Что будет с акциями компании

Tesla опубликовала финансовые результаты по итогам первого квартала. Накануне компания в очередной раз снизила цены на свою продукцию, несмотря на падение рентабельности. Аналитики осторожно оценивают перспективы акций компании в свете ее ценовой политики

Американский автопроизводитель Tesla отчитался по итогам первого квартала 2023 года. Итоги оказались не слишком обнадеживающими: компания не оправдала ожиданий Уолл-стрит и зафиксировала падение валовой прибыли. Это может служить для инвесторов сигналом о том, что серия снижений цен на электромобили — решение, целесообразность которого вызывает споры — вредит финансовым показателям компании.

Ключевые выводы из отчета

  • Валовая маржа снизилась с 29,1 до 19,3% в годовом выражении. Операционная маржа составила 11,4%. Аналитики, опрошенные FactSet, ожидали показатель на уровне 12,1% по сравнению с 19,2%, зафиксированными в прошлом году.
  • Выручка достигла $23,3 млрд против ожиданий в $23,6 млрд. Это ниже рекордного показателя по итогам прошлого квартала, но на 25% выше, чем год назад.
  • Tesla зафиксировала чистую прибыль в $2,5 млрд, что на 24% ниже, чем в первом квартале прошлого года.

Автомобильное подразделение компании

Доход от основного сегмента бизнеса компании — подразделения автомобилей — в первом квартале достиг $19,96 млрд, увеличившись на 18% по сравнению с прошлым годом.

Накануне публикации финансовых результатов за первый квартал Tesla объявила об очередном снижении цен на электромобили — во второй раз в этом месяце. Цена на модель Model Y была снижена на $3 тыс., а цена на Model 3 — на 4,7%, в результате чего цена этой модели впервые опустилась ниже $40 тыс.

Компания объяснила это решение влиянием совокупности факторов: высоких процентных ставок, обостряющейся конкуренции с другими автопроизводителями и слабого спроса. За январь—февраль Tesla поставила в общей сложности 422,875 тыс. автомобилей, чуть менее ожидаемых аналитиками 430 тыс., а произвела 440,808 тыс. машин.

Tesla в обращении к акционерам указала в качестве проблем, с которыми сталкивается бизнес компании, «неполную загрузку новых заводов», что отрицательно сказалось на маржинальности наряду с ростом затрат на сырье, товары, логистику и гарантийное обслуживание. Это привело к падению доходов Tesla в сравнении с прошлым годом.

В ходе конференц-звонка с инвесторами генеральный директор Tesla Илон Маск заявил, что сохраняющаяся «неопределенность» макроэкономической ситуации в мире может влиять на планы людей по покупке автомобилей. Глава компании заявил, что ожидает «штормовой погоды в экономике», и предупредил, что «каждый раз, когда ФРС повышает процентные ставки, это эквивалентно повышению цены на автомобиль», поскольку при любых признаках неопределенности люди склонны откладывать крупные покупки, такие как новый автомобиль.

«Мы придерживаемся мнения, что добиваться более высоких объемов продаж и большего парка автомобилей, а не высокой маржи — правильный выбор, — сказал Маск. — Однако мы ожидаем, что с течением времени автомобили Tesla смогут приносить значительную прибыль за счет технологий автономного вождения».

Компания заявила о планах развиваться в сфере технологий автономного вождения в 2016 году. Тогда Маск рассчитывал, что первая поездка автомобиля компании без участия водителя состоится к концу 2017 года. Однако до сих пор Tesla осуществить этот замысел так и не удалось.

Отдельной темой для обсуждения в ходе конференц-звонка с инвесторами стала судьба долгожданного электрического пикапа Cybertruck. Маск заявил, что сейчас компания работает над «альфа-версией Cybertruck» и планирует начать поставки автомобиля в третьем квартале 2023 года.