Материал раздела Основной
Хай Иен Нгуен

Почему упаковка продуктов в России выглядит совсем иначе, чем в Европе

Если вы придумали дизайн упаковки, подкупающий оригинальностью, это еще не значит, что он привлечет людей. Многие модные тренды не приживаются в России. Какая упаковка продает, рассказывает Хай Иен Нгуен (производитель продуктов «Маревен Фуд Сэнтрал»)
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

С 1999 года «Маревен» производит и распространяет продукты питания, количество которых только в России за прошлый год превысило 1,5 млрд единиц. Помимо отечественного рынка мы экспортируем часть продукции в несколько других стран. И сейчас я вижу, что многие из интересных новшеств «не взлетают» на российском рынке по объективным причинам.

1. Минимализм в оформлении

Самое яркое отличие российской упаковки продуктов питания от европейской — наличие так называемой «фуд-зоны». Обычно на ней фотореалистично изображен или сам продукт, например йогурт с ложкой и кусочками фруктов, или ингредиенты: листья мяты, фрукты — или уже сервированное блюдо в его буквально идеалистическом исполнении. И даже на бытовой химии нередко можно увидеть картинки из идеального мира. Причем это касается не только массового сегмента — адаптация иностранных премиальных товаров под российские полки подразумевает «переупаковку» в прямом и переносном смысле. Так, например, один бренд популярных итальянских макарон за рубежом обладает весьма сдержанным дизайном, его упаковка оснащается максимум «окошком» — прозрачным фрагментом, через который видно сам продукт. Тем временем на продаваемых в России пачках этого же бренда представлена вилка, на которую накручены готовые дымящиеся макароны с кусочками томатов, зеленью и соусом.

Причина в том, что политику производителей во многом определяет запрос российского потребителя — весьма требовательного, следует признать. Помимо цены и качества самого продукта ему важна статусная часть, выраженная в идеалистическом образе блюда. То есть люди вполне могут себе представить, что и как собираются приготовить или как выглядит готовый продукт в упаковке. При этом им важно, чтобы этот продукт был очевидным символом определенного уровня потребления. Из этого не стоит делать каких-либо далеко идущих социологических или культурологических выводов, это просто факт, сложившийся в результате исторического пути страны. Впрочем, значимость фуд-зоны постепенно снижается. За последние 15 лет ее площадь на упаковке сократилась и приблизилась к 30%, хотя еще в начале века составляла около 50%.