Материал раздела Основной

Заказчик пытается манипулировать на переговорах. Как ему противостоять

Если заказчик на переговорах начинает манипулировать, придумывать недочеты или навязывает дополнительные задачи, это может поставить в тупик. Как с достоинством выйти из ситуации, рассказала эксперт по деловой коммуникации Татьяна Баранова

Иногда бывает так, что проектная команда исполнительна и профессиональна, все задачи выполняются точно в срок и в соответствии с договоренностями. Но заказчик внезапно начинает упрекать ее в безынициативности, вспоминает недочеты, которые были допущены пять лет назад, сомневается, что она вообще справится с задачей, и в целом ведет себя крайне токсично. Как бы в этот момент членам команды ни хотелось бурно возмутиться, встать и уйти, с заказчиком в любом случае нужно выстраивать рабочие отношения. Ведь разрыв контракта — это часто риск понести большие убытки или оказаться в суде.

Как договориться с нервным и непредсказуемым заказчиком

Заказчики могут быть разными. Представлять госсектор либо бизнес, работать в крупных или совсем небольших компаниях. Приходить на встречу с дружеским намерением или с агрессивным настроем. Быть опытными переговорщиками или новичками. Оперативно отвечать на сообщения и принимать решения или медлить. В идеале профессиональная деловая коммуникация должна выстраиваться эффективно вне зависимости от контекстуальных и личностных особенностей другой стороны. На практике же все происходит очень по-разному.