Материал раздела Основной
Анна Соломахина

«Охотник» или «фермер»: руководители какого типа чаще приходят к успеху

Успех бизнеса напрямую зависит от руководителя, а точнее, его темперамента и подхода к решению задач. Выделяют два основных типа — «охотники» и «фермеры». В статье рассмотрим, кто из них чаще приходит к большим достижениям. И стоит ли менять свой подход?

Исторически сложилось, что человек долгие тысячелетия был кочевым охотником — импульсивным, нетерпеливым. Шло время, появилось земледелие, люди стали заниматься сельскохозяйственными культурами и получать удовольствие от фермерской деятельности. Теперь уже в цене были иные качества — планирование на долгий срок и организованность.

Использовать для руководителей классификацию «охотник» и «фермер» впервые предложил в своей книге психотерапевт Том Хартманн. Наблюдая за тем, как современный мир склоняется к «обществу фермеров», и находя этому подтверждение в научных публикациях журнала Scientific American, он много размышлял над тем, какими чертами и каким характером нужно обладать, чтобы быть успешным «охотником».

Позже эту классификацию переложили на продажи, и с тех самых пор HR-менеджеры делят всех «сейлзов» на успешных «охотников» и «фермеров». Такое деление актуально и для менеджмента в целом. Потому что руководители компаний в основном используют два стиля принятия управленческих решений. Рассмотрим, какой из них лучше подходит для ведения бизнеса в современных условиях.

«Фермеры» — это всегда провал?

Некоторые компании предпочитают оставаться верными традициям, и справедливо сказать, кому-то удается одержать успех. Представители типа «фермер» делают ставку на историю, нередко играя на «эффекте ностальгии». Достаточно вспомнить бренды, которые удивительным образом до сих пор с нами.

Например, компания Zildjian — производитель музыкальных ударных тарелок, тех самых, на которых играли The Rolling Stones и The Beatles. «Гжельский фарфор» — уже даже больше чем бренд, это многовековое искусство. Компания-производитель чая Twinings, основанная еще в 1706 году, яркий пример уважения традиций английского чаепития.

Сегодня многие мировые бренды успешно используют «эффект ностальгии» — виниловые пластинки, ретростиль в одежде, дискотеки 1990-х и прочее. Безусловно, возврат к прошлому (ностальгия) также работает, но с оговоркой, что это не основная модель ведения бизнеса, а дополнительная. Например, компания Disney периодически выпускает сюжеты по мотивам любимых детских сказок, но и не забывает о новинках.

Нельзя однозначно сказать, насколько долгоиграющей будет история «фермеров». Мир меняется, многих процессов, таких как цифровизация и роботизация, не избежать. Поэтому совсем без изменений успешный бизнес существовать не может. Вспомним тех, кто проиграл «гонку» и покинул рынок, когда можно было приумножить свой капитал. Яркий пример — компания Kodak, которая обанкротилась в 2012 году. Руководство отвергло идею перехода на цифровую фотографию, считая, что качество изображений на пленке лучше. В компании были уверены, что никто не захочет смотреть памятные снимки на компьютере.

Прощелкали лидерство: как легендарный Kodak потерялся в новом мире
Менеджмент Статьи РБК

Как писал Билл Гейтс в своей книге «Дорога в будущее»: «Успех — плохой учитель. Он заставляет умных людей полагать, что они не могут проиграть. А это не надежный проводник в будущее». В списке мировых банкротов и Yahoo, Blackberry, WeWork.

Руководители-«фермеры» далеко не авантюристы, однако знают цену своему товару. Всегда следят за технологией и высоким качеством, в чем, возможно, и кроется секрет вековых компаний.

Нужно ли будить в себе «охотника»