Материал раздела Основной
Вадим Тихонов
Философ Джеймс Карс создал «теорию игр», конечных и бесконечных. У конечных игр есть известный набор игроков, правила и четкая цель. К таким играм, к примеру, относится хоккей. Две команды с известным числом игроков играют три тайма по 20 минут с целью забить как можно больше голов. Победит тот, кто забьет больше. В бесконечной игре — правила и число игроков (конкурентов) могут меняться по ходу игры, цель — оставаться в игре как можно дольше.
Главная стратегическая ошибка российских компаний в том, что они в большинстве своем играют в бесконечную игру по правилам конечной. Они сфокусированы на том, чтобы выиграть «здесь и сейчас» за счет так называемых поддерживающих инноваций — повышения эффективности бизнес-процессов, улучшении существующих продуктов и ценовых условий для имеющихся клиентов. Это приводит к истощению ресурсов, потере доверия со стороны сотрудников и клиентов и, как результат, уходу компании с рынка.
Чтобы достигнуть цели «бесконечной игры» — остаться в игре как можно дольше, надо добиться устойчивого роста. Для этого следует постоянно предлагать рынку прорывные инновации, привлекать новых клиентов и как можно дольше, но не любыми средствами сохранять лояльность существующих.