Материал раздела Основной

Что такое «легальная дискриминация» и о чем не стоит писать в вакансиях

О каких нюансах стоит помнить, составляя вакансию, чтобы избежать «бана» за дискриминацию от соискателей и соблюсти нормы Трудового кодекса, что такое «легальная дискриминация» и как ею пользоваться — рассказывает HeadHunter
Фото: Олег Яковлев / РБК
Фото: Олег Яковлев / РБК

Трудовая дискриминация

Трудовая дискриминация возникает тогда, когда при заключении трудового договора мы отдаем предпочтение кандидату определенного пола, возраста, национальности и вообще при принятии решения о найме опираемся не на деловые качества соискателя, а на собственные предпочтения. Или на мнение директора, как это часто бывает, когда в сознании руководителя появляется идеальный портрет работника.

Дискриминация (от лат. discrīminātio — «обособление», «различение») — ограничение прав и свобод человека и гражданина, а также различное обращение с людьми или социальными группами на основании какого-либо признака.

Конечно, у любого нанимающего менеджера есть некое представление о подходящем кандидате. Специалист должен быть способен выполнять определенную работу с учетом его профессионально-квалификационных качеств, включая профессиональные и мягкие навыки, уровень образования и опыт работы по специальности или в конкретной отрасли. Но все это относится к деловым качествам.

При составлении текста вакансии проверьте его на «дискриминационность», ответив на простой вопрос: «Может ли кандидат выполнять свою работу, не обладая конкретным навыком или качеством?» Так можно провести границу между «хорошо бы иметь» и «необходимо иметь». В требования включаем второе.

То, что считается дискриминацией в одном случае, может быть обязательным условием для трудоустройства в другом просто в силу специфики профессии. Приведем несколько примеров, чтобы стало понятнее.

1. Владение одним или несколькими иностранными языками. То, что является рабочим инструментом переводчика, вовсе не обязательно требовать от лаборанта в российской компании. Этот пункт вполне можно обозначить в качестве одного из пожеланий к кандидату.

2. Уверенное пользование компьютером. Это условие важно для работы ИТ-специалиста или PR-менеджера, но абсолютно неприменимо к профессии садовника или специалиста по уборке помещений.

3. Наличие водительского удостоверения определенной категории. Можно включить этот пункт в требования в вакансиях к водителям или курьерам, если компания готова предоставить автомобиль или восполнить затраты на транспортные расходы. Требовать от менеджера по продажам иметь собственную машину (даже если его работа связана с разъездами) нельзя без компенсации расходов со стороны компании.

4. Наличие собственного автомобиля. Из раза в раз работодатели совершают ошибку, включая этот пункт как одно из основных требований к работникам, так или иначе связанным с автотранспортом. Но, если мы обратимся к тому же Трудовому кодексу, то увидим, что компания обязана предоставлять сотруднику все необходимое для выполнения трудовых функций. Получается, что даже от водителей работодатель не вправе требовать наличие машины.

Конечно, компании находят, как обойти запреты. Например, в случае, когда нужен работник с личным автомобилем, пишут, что готовы компенсировать кандидату затраты на бензин и техническое обслуживание техсредства, а «молодой и дружный коллектив» давно уже стал мемом. Но любых рисков, связанных с дискриминацией, лучше избежать, чем потом устранять последствия.

Команда мечты: как нанимать и удерживать лучших кандидатов
Интенсивы 3 дня

Топ-10 требований, которые не стоит писать в вакансиях