Материал раздела Основной

Вы уже урезали все лишние расходы: что делать дальше

Осенью Fortune составил рейтинг 500 компаний по выручке. Вместе они выросли за год на 9%. Одной компании такого роста хватает лишь, чтобы стоять на месте. Зоя Стрелкова (консалтинговая компания «АРБ Про») — о том, как урезать траты, чтобы расти
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Управление затратами — мировой тренд. Как только публичная компания выдает отчетность хуже, чем была заявлена, она сразу выпускает программу снижения затрат и подает ее под соусом «мы ищем способы дать нашим клиентам (акционерам) больше ценности за их деньги».

Быть бережливым — модно

Не стесняются заявлять о программах оптимизации и экономии такие компании, как:

  • Uber;
  • Apple (оптимизация материальной себестоимости в ожидании «торговых войн» с Китаем);
  • JetBlue (лоукостер);
  • Tesla, Jaguar Land Rover (автопроизводители);
  • Target (розничная сеть);
  • Banco Santander и Societe Generale (банки);
  • CMA CGM (транспортная компания, специализирующаяся на морских перевозках);
  • Stanley Black and Decker (производитель бытовых и профессиональных электроинструментов).

Если ваша компания действительно бережлива, об этом можно открыто рассказывать при продвижении своих продуктов. Клиенты, как правило, поддерживают такой подход, если только вы не экономите на том, что для них важно.

ChatGPT: как превратить нейросеть в помощника
Интенсивы 3 дня

Кейс JetBlue: бережливее, но не хуже

Хороший пример экономии, которая не слишком сильно огорчает клиентов, — кейс JetBlue.

JetBlue — лоукостер. Skytrax, влиятельная британская консалтинговая компания, специализирующаяся на изучении качества услуг авиакомпаний и аэропортов, оценивает уровень его услуг в три звезды из возможных пяти.

Несколько лет назад JetBlue вынуждена был сократить затраты. Компания поставила цель добиться экономии $300 млн к 2020 году.

Вот как она двигалась к цели.

— Оптимизация уборки: один уборщик вместо двух после рейса. Фокус — на уборке туалетов. Туалет — то место в самолете, которое пачкается больше всего, а грязный туалет может «впечатлить» клиентов так, что они больше никогда не полетят на рейсах авиакомпании.