Материал раздела Основной

Чем опасна аффилированность контрагентов и как ее проверить

Проверка аффилированности партнеров может сэкономить миллионы. Важно провести ее до начала сотрудничества, иначе можно получить сорванный контракт, штраф от налоговой и даже административное дело. Кирилл Фадеев (PRAVO TECH) рассказал, в чем суть проверки

Аффилированными по закону называют физических и юридических лиц, которые могут повлиять на деятельность других организаций или ИП. Для юрлица такими будут, например, члены его совета директоров, для предпринимателя — компании, в которых у него больше 20% голосов. Полный список есть в тексте закона.

В Налоговом кодексе РФ также используется понятие взаимозависимых лиц. Здесь речь идет об организациях, одна из которых прямо или косвенно участвует в деятельности другой (если доля участия составляет более 25%), а также о компаниях, которые управляются одним и тем же лицом, и т.д.

Термин также относится к начальнику и подчиненному, родственникам, опекунам и их подопечным.

Проверить аффилированность — значит выяснить, с какими организациями и людьми у потенциального контрагента есть юридически значимая связь.

Этот процесс — один из важных этапов проверки в рамках проявления должной осмотрительности. Налоговые органы под этим понимают использование налогоплательщиком всех доступных ему возможностей и инструментов для проверки контрагентов. Представители ФНС и суды исходят из идеи, что перед заключением договора компания собрала о партнере максимум информации и, насколько это возможно, убедилась в его добросовестности.

Если компания пренебрегает должной осмотрительностью, то налоговая может применить санкции в ее отношении: отказать в вычете, оштрафовать за неумышленное нарушение, доначислить налог, сумма которого была занижена из-за участия в сделке фирмы-однодневки, и пени за его несвоевременную оплату. Опыт показывает, что проверка аффилированности может сэкономить компании сотни миллионов.

Три причины проверить аффилированность контрагента

Проверить аффилированность потенциального партнера необходимо, чтобы убедиться, что он не связан с вашей организацией, с фирмой-однодневкой или офшорной компанией.