Материал раздела Основной
Аффилированными по закону называют физических и юридических лиц, которые могут повлиять на деятельность других организаций или ИП. Для юрлица такими будут, например, члены его совета директоров, для предпринимателя — компании, в которых у него больше 20% голосов. Полный список есть в тексте закона.
В Налоговом кодексе РФ также используется понятие взаимозависимых лиц. Здесь речь идет об организациях, одна из которых прямо или косвенно участвует в деятельности другой (если доля участия составляет более 25%), а также о компаниях, которые управляются одним и тем же лицом, и т.д.
Термин также относится к начальнику и подчиненному, родственникам, опекунам и их подопечным.
Проверить аффилированность — значит выяснить, с какими организациями и людьми у потенциального контрагента есть юридически значимая связь.
Этот процесс — один из важных этапов проверки в рамках проявления должной осмотрительности. Налоговые органы под этим понимают использование налогоплательщиком всех доступных ему возможностей и инструментов для проверки контрагентов. Представители ФНС и суды исходят из идеи, что перед заключением договора компания собрала о партнере максимум информации и, насколько это возможно, убедилась в его добросовестности.
Если компания пренебрегает должной осмотрительностью, то налоговая может применить санкции в ее отношении: отказать в вычете, оштрафовать за неумышленное нарушение, доначислить налог, сумма которого была занижена из-за участия в сделке фирмы-однодневки, и пени за его несвоевременную оплату. Опыт показывает, что проверка аффилированности может сэкономить компании сотни миллионов.
Проверить аффилированность потенциального партнера необходимо, чтобы убедиться, что он не связан с вашей организацией, с фирмой-однодневкой или офшорной компанией.