Материал раздела Основной

Это еще не конец: как завершить выступление, чтобы его запомнили

Лучше всего запоминается информация, которая находится в начале и в конце, это называется «эффект края». Поэтому важно продумать и вступление, и концовку. О частых ошибках спикеров и удачных приемах завершения выступления — Юлия Глазкова, «Бюро Глагол»
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Как ни странно, финал выступления тесно связан с одним из первых этапов подготовки — постановкой цели.

Например, спикер хочет, чтобы после его выступления слушатели начали иначе мотивировать своих сотрудников. В основной части он рассказывает о приемах мотивации. А в конце логично предлагает сделать первый простой шаг. Заключение помогает достичь цели и фокусирует внимание слушателей на главном. Или, допустим, спикер готовит продающее выступление. Его цель — 100 заявок на покупку продукта. Тогда в заключении он предложит слушателям перейти на сайт и оставить заявку.

Получается, спикер понимает, чем заканчивать, только когда продумана цель выступления. Чтобы определить цель и сформулировать заключение, ответьте на вопрос: что слушатели должны сделать после выступления? Заключение и будет первым шагом на пути к этому действию.

Приемы для заключения

Рассмотрим несколько хороших приемов для заключения вашего выступления, которые позволят добиться максимального результата от речи.