Материал раздела Основной
Максим Овчаренко

Почему серым кардиналом в компании часто оказывается финансовый директор

Почти в каждой компании есть серый кардинал — человек, приближенный к первому лицу. Именно серый кардинал, как правило, активно выступает против изменений. Максим Овчаренко, бизнес-тренер по развитию команд топ-менеджеров, — о причинах этого феномена

В политике хорошо известен феномен серого кардинала. Серый кардинал — человек, который оказывает существенное влияние на деятельность государства, при этом не обладает официальными властными полномочиями и, как правило, остается в тени лидера. Такие серые кардиналы есть и в бизнесе.

Откуда берутся серые кардиналы

Серым кардиналом чаще всего становится тот:

  • кто имеет или имел в прошлом некоторые заслуги перед первым лицом, например способствовал его приходу к вершине и удержанию им власти;
  • кого связывают с первым лицом длительные отношения и пережитые вместе проблемы, в том числе личного характера;
  • кто достаточно долго работает в организации и пережил многих сотрудников, сошедших с дистанции;
  • кто играет важную роль и для первого лица, и для организации, чья потеря будет невосполнимой или несет большие риски.

Серый кардинал не спешит занять место лидера, его вполне устраивает позиция «в тени». Однако у него есть амбиции, а также стремление к власти и доминированию, которое со временем не угасает, а напротив, усиливается. Для этого есть причина: место серого кардинала теплое, ибо дает множество возможностей. При этом все риски берет на себя лидер. Выше расти в компании некуда, значит остается одно — держаться за то, что имеешь.

Иными словами, серый кардинал, осознанно или нет, делает все, чтобы сохранить свой статус-кво. Вследствие этого он сопротивляется любым решениям, которые несут угрозу его положению.

Команда мечты: как нанимать и удерживать лучших кандидатов
Интенсивы 3 дня

Почему серым кардиналом часто оказывается финансовый директор