Материал раздела Основной

«Сегодня продаем диваны, завтра — ювелирку»: кто выживает на Ozon и WB

Четверть торгующих на маркетплейсах не преодолевают порог в 70 тыс. руб. месячного оборота. Спустя несколько месяцев они, как правило, понимают, что не достигли успеха, и уходят. Илья Кретов (Tinkoff eCommerce) — о том, как не попасть в их число
Фото: Владимир Гердо / ТАСС
Фото: Владимир Гердо / ТАСС

2022 год стал годом, когда мы все чаще говорили «онлайн-торговля», а имели в виду маркетплейсы — ведь именно на этих игроков сегодня приходится абсолютное большинство продаж в интернете.

По данным Data Insight, в ноябре 2022 года 74% всех онлайн-покупок было совершено всего через две площадки — Ozon и Wildberries. Наша аналитика показывает, что за год количество покупок на маркетплейсах выросло на 43%. Но вместе с тем ажиотаж, который наблюдался в 2021 году, постепенно начинает утихать, а темпы притока новых продавцов — снижаться.

За эйфорией роста приходят первые неудачи. Спустя несколько месяцев попыток раскрутить свой «магазин внутри магазина» часть продавцов, как правило, понимают, что не достигли успеха, и уходят.

С чем это связано? Прежде всего с обостряющейся конкуренцией на площадках: трудно стать заметным для покупателя, если ты — сотый на маркетплейсе продавец детских игрушек.

Вместе с тем от сейлеров в ближайшее время потребуются новые навыки и глубокая экспертиза. Дело в том, что российский рынок интернет-торговли переживает трансформацию. Помимо универсальных маркетплейсов на нем появляются новые игроки — узкоспециализированные площадки (нишевые, или вертикальные, маркетплейсы). Они способны предложить уникальные консультации по товарам, глубокий ассортимент в своей товарной нише и эксклюзивный сервис. Это логичная и ожидаемая фаза развития онлайн-рынка, которую крупнейшие экономики прошли три—пять лет назад (Etsy, Farfetch и другие маркетплейсы).

По нашим прогнозам, именно этот тренд будет сильнее проявлять себя и в России — а значит, вместе с площадками к переменам придется адаптироваться и продавцам.