Материал раздела Основной

Кто в ретейле выиграл от ухода зарубежных брендов из России

В 2022 году российские ретейлеры и производители столкнулись с небывалыми изменением ассортимента на полке, покупательская способность снизилась до рекордных значений. Переломный период пройден. Константин Локтев (NielsenIQ) — о том, что будет дальше
Фото: MAXIM SHIPENKOV / EPA / ТАСС
Фото: MAXIM SHIPENKOV / EPA / ТАСС

По итогам 2022 года весь омниканальный рынок товаров повседневного спроса (включает и офлайн-, и онлайн-продажи) вырос на 19,4% в денежном выражении. Такой рост обусловлен повышением цен — вклад этого фактора в развитие рынка составил 21%. И если до марта 2022 года рынок развивался в том числе за счет реального спроса, то с апреля, после периода ажиотажных закупок, потребление товаров резко замедлилось.

Фото:РБК
Фото: РБК

Аналогичную ситуацию российский рынок переживал и в предыдущие волны снижения и восстановления спроса, которые наблюдались в 2014–2017 годы, а затем в 2020–2021 годы. Первая волна развивалась с 2014 года — в этот период потребление сократилось на фоне ускоряющейся инфляции, спрос начал восстанавливаться только к 2018 году, в том числе на фоне чемпионата мира по футболу. Вторая волна началась в 2020 году, когда коррективы в развитие рынка внесла пандемия COVID-19. Третьим аналогичным кризисом стало снижение уровня потребления с апреля 2022 года.

Тем не менее к началу 2023 года реальный спрос на российском FMCG-рынке начал восстанавливаться, а инфляция замедлилась. Вместе с тем трансформация покупательского поведения вызвала цепную реакцию, отразившуюся на всем FMCG-ретейле. Адаптация рынка происходит во всех сферах: покупательские предпочтения, каналы торговли, ассортимент, цены и операционные процессы самих ретейлеров.

1. Покупатели уже изменили критерии выбора продуктов. Их поведение будет трансформироваться и дальше