Корпоративная психология: как «вылечить» коллектив и увеличить прибыль

Психологическая диагностика — это исследование или оценка каких-либо аспектов личности и качеств человека, например эмоционального состояния, настроения, самооценки, уровня притязаний или когнитивных способностей. Такая диагностика может проходить как в индивидуальном, так и в групповом формате. То есть оценивать можно отдельных сотрудников или коллектив в целом.
Если представить себе идеальную картинку рабочего коллектива, то выглядеть это будет примерно так: сотрудники удовлетворены уровнем своей нагрузки и заработком, мотивированы работать и проявляют инициативу, доверяют своему руководству, в коллективе нет конфликтов, коллеги дружат и приходят на работу в хорошем настроении. Но в реальности так не бывает, всегда есть различные трудности.
Если проблемы случаются периодически, это нормально. Но если они носят хронический характер, усугубляются и влияют на результативность всего отдела — уже нет. Какие признаки говорят о том, что коллектив нуждается в срочном внимании? Обычно это:
- высокая текучка кадров;
- конфликты и напряженная обстановка;
- низкая производительность труда;
- плохая дисциплина;
- конфронтация между руководством и сотрудниками.
Самый распространенный пример хронических проблем — это разболтанность коллектива: сотрудники часто опаздывают на работу, постоянно ходят на перекуры, сидят в интернете. Как обычно действует руководство? Пытается воздействовать на них с помощью санкций, штрафов, устанавливает камеры слежения. Но эффект от этих мер получается прямо противоположный: под наблюдением руководства отдел работает, но как только контроль снижается, все возвращается на круги своя. Обстановка недовольства накаляется, начинается волна увольнений, а остальные сотрудники втайне ищут новую работу.
Хронические проблемы — это явный сигнал о том, что пора вмешаться и начать «лечение».
Какими бывают «боли» рабочего коллектива и как их «лечить»
В качестве методик для диагностики рабочего коллектива обычно используются:
- наблюдение (подходит для малых групп со штатным психологом);
- опросные методы (интервью, беседа, анкетирование);
- стандартизированные тесты (принятые в научных кругах методики);
- различного рода эксперименты (бизнес-игры, тимбилдинги, тренинги);
- индивидуальные психологические консультации (с обязательной гарантией анонимности и безопасности сотрудника).