Материал раздела Основной
Топ-менеджерам, выросшим в корпоративной культуре условных Mars, Coca-Cola и General Electric, сейчас приходится нелегко. В последнее время мне все чаще встречаются резюме кандидатов, у которых за плечами десять и более лет работы в одной корпорации в качестве, например, директора по продажам или на другой ключевой роли, а потом смена трех-четырех позиций в российских компаниях менее чем за три года.
Чаще всего такой карьерный путь указывает на трудности адаптации к новой корпоративной культуре. Если топ-менеджер не понимает, как в имеющихся реалиях выстраивается коммуникация в команде, как формируется отчетность, по каким показателям оценивается эффективность и нужно ли брать на себя задачи, которые не входят в прямой функционал и зону ответственности, это неизбежно ведет к стрессу, снижению продуктивности и в итоге к поиску нового места работы, а оно зачастую оказывается не лучше предыдущего.
Например, один из наших кандидатов 12 лет проработал на позиции директора по маркетингу в крупной международной фармацевтической компании, а потом принял предложение от ведущего российского производителя в аналогичном сегменте. Первое, с чем он столкнулся, — размытые цели и весьма активное участие акционеров в операционном управлении бизнесом. При этом у каждого из акционеров были свои приоритеты и видение стратегии. В результате кандидату пришлось лавировать между разными полюсами, параллельно пытаясь понять, чего именно от него ждут. Поэтому очень полезно знать заранее о различиях корпоративных культур между компаниями, чтобы не тратить время, силы и нервы на понимание причин, почему так, а не иначе, а показывать быстрый результат своей работы в новой должности.
Основываясь на своем опыте, я выделила несколько, на мой взгляд, ключевых отличий международных и российских компаний: