Материал раздела Основной
Сделки слияния и поглощения еще в период экономического спада 2008–2009 годов зарекомендовали себя как средство для выхода из кризиса. Консалтинговая компания Bain&Company проанализировала стратегии почти 2,9 тыс. компаний в тот период и выяснила, что предприятия, совершившие хотя бы одну такую сделку в год, заметно превосходили конкурентов, игнорировавших возможности M&A. Это привело к тому, что акционеры первых получали доходность на 120 б.п. выше, чем те, кто применял более консервативный подход к развитию бизнеса.
В 2022 году рынок слияний и поглощений существенно замедлился, поскольку компании столкнулись с целым рядом финансовых проблем, среди которых — рост процентных ставок, сокращение объемов заемного финансирования, а также опасения начала рецессии в крупнейших экономиках мира. Аналитики Refinitiv подсчитали, что общая стоимость таких сделок в мире составила $3,61 трлн, снизившись на 37% в сравнении с рекордным показателем 2021 года. Тем не менее Bain&Company пришла к выводу, что M&A останется центральной корпоративной стратегией роста и прибыльности. По мнению аналитиков компании, в 2023 году общая стоимость таких сделок заметно вырастет.
Важно понимать, что далеко не любая сделка по слиянию и поглощению обязательно будет успешной, — есть множество примеров обратного. Так, в 2012 году компания Google купила Motorola за $12,5 млрд в надежде на то, что это позволит компании занять свою нишу в сегменте высококачественных смартфонов. Однако Motorola так и не смогла предложить своему покупателю ничего, что удовлетворяло бы его запросу, и Google была вынуждена привлекать к работе над своим смартфоном южнокорейские Samsung и LG (так появилась серия смартфонов Google Nexus). Спустя два года после покупки Google продала Motorola всего за $2,9 млрд.
Общество управления человеческими ресурсами (Society For Human Resource Management) в своем исследовании «Культурный менеджмент и слияния и поглощения» (Culture Management and Mergers and Acquisitions) подсчитало, что в 30% случаев сделки M&A терпят неудачу из-за несовместимости корпоративных культур двух компаний.