Материал раздела Основной

«Великая отписка»: почему модель подписки перестала быть выгодной

Модель подписки обрела в последние годы огромную популярность благодаря своему удобству как для бизнеса, так и для потребителя. Однако из-за нынешней экономической обстановки она теряет надежность, а ее достоинства превращаются в недостатки
Фото:  Justin Sullivan / Getty Images
Фото: Justin Sullivan / Getty Images

Подписная бизнес-модель на первый взгляд кажется беспроигрышной. Клиентам нравится, что она упрощает доступ к контенту, а предпринимателям — простота и удобство ее внедрения. Инвесторы ценят ее за то, что она генерирует более предсказуемый долгосрочный поток выручки по сравнению с традиционной моделью разовых сделок.

Сторонники так называемой «экономики подписки» (термин ввел генеральный директор компании — разработчика ПО для подписных сервисов Zuora) утверждают, что клиентам выгоднее пользоваться этой моделью, чем совершать разовые покупки. В SAP, одной из крупнейших фирм — разработчиков корпоративного ПО, утверждают, что подписная модель сокращает время выхода предприятия на рынок, а также ускоряет предоставление услуг клиентам, сбор денежных средств и позволяет компаниям корректировать ценообразование.

Однако сейчас над этой бизнес-моделью неожиданно нависли две угрозы, способные лишить ее всех вышеперечисленных преимуществ и дать повод усомниться в том, что она обеспечивает более качественный клиентский опыт. Эти опасности — перебои в цепочках поставок и инфляция, две главные причины экономической неопределенности последних двух лет. Их совокупное воздействие ставит перед многими руководителями сервисов по подписке вопрос, который во времена стабильных 2010-х никогда бы не пришел им в голову: «В состоянии ли мы по-прежнему выполнять те обязательства, которые взяли на себя перед клиентами?»