Материал раздела Основной

Выручка компании растет: почему это не повод терять бдительность

Если выручка компании растет, еще ничего не значит. Для того чтобы убедиться, что бизнес реально приносит прибыль, надо рассчитать показатели маржи и маржинальности. Как это сделать, рассказывает Екатерина Жуленева, финдиректор «Нескучных финансов»
Фото: Павел Бедняков / РИА Новости
Фото: Павел Бедняков / РИА Новости

Все затраты бизнеса делятся на два типа: постоянные и переменные.

Постоянными называют затраты, которые не меняются в зависимости от количества заказов; переменными или производственными — затраты, которые растут и уменьшаются вместе с выручкой.

На примере мастерской из экокожи посмотрим, какие расходы переменные, а какие — постоянные:

  • переменные: расходы на материалы, оплату труда мастера и счетов за воду, которую использовали для производства;
  • постоянные: помесячная оплата аренды мастерской, маркетинговые затраты, зарплаты директора и административного персонала.
Теперь разберемся с тем, что такое маржа и маржинальность.

Маржа (или маржинальная прибыль) отражает, сколько денег остается у компании, если вычесть переменные расходы.

Маржа = Выручка − Переменные расходы

Маржинальность — то же самое, что и маржа, но в процентах; показывает, какой процент выручки остается у компании, если вычесть переменные расходы.

Маржинальность = Маржа/Выручка *100

Маржинальность подсказывает, какие товары из продуктовой линейки выгоднее производить и продавать. Иногда маржинальность называют иначе — например, рентабельностью по маржинальной прибыли или марже, коэффициентом маржинальной прибыли или маржи.

Оба показателя — маржу и маржинальность — нужно анализировать в динамике: сравнивать маржу по месяцам или смотреть, как меняется маржинальность из квартала в квартал.

Разберем, как это делать на практике.

Анализируем маржу, чтобы убедиться в прибыльности бизнеса