Материал раздела Основной

Как Ozon и Wildberries борются за потребителей Казахстана и Узбекистана

Российский онлайн-ретейл перестал смотреть на запад и переориентировался на ближайших соседей. Спрос на склады в странах СНГ с его стороны вырос на треть. О перспективах и сложностях торговли на постсоветском пространстве, — Виктория Марочкина («Кактус»)
Фото: Matt Cardy / Getty Images
Фото: Matt Cardy / Getty Images

За 2022 год объемы внешней электронной торговли упали — в первом полугодии рынок сократился почти на треть — до 103 млрд руб. Санкционные реалии поставили многих игроков перед фактом: как раньше уже не будет.

Однако где закрывается одна дверь, открывается другая. Если еще год назад страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения могли рассматривать как альтернативные или дополнительные торгово-экономические партнеры, то сегодня эти государства оказались чуть ли не самыми перспективными направлениями, позволяющими российским e-com компаниям поддерживать международные отношения и расширять торговлю.

Тем не менее с этими странами ближнего зарубежья все не так однозначно, поскольку помимо очевидных плюсов есть и достаточно весомые минусы.

Старые новые партнеры

Действительно, на данный момент страны СНГ — это перспективное направление для российской внешней электронной торговли, и отечественным ретейлерам точно стоит к ним присмотреться.

По данным Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), куда входят все вышеупомянутые страны, внутрисоюзная электронная торговля показывала устойчивый рост последние несколько лет. По экспертным оценкам, в 2020 году оборот составил около $502 млн, а в 2021 году уже около $781 млн.