Принцип айкидо: как направить негатив команды в конструктивное русло
Потрясения последних трех лет — карантин, удаленка, спецоперация и две массовые волны эмиграции — не могли не затронуть сотрудников компаний. Их поведение особенно ярко иллюстрируется стадиями принятия горя, сформулированными американским психологом Элизабет Кюблер-Росс. Со временем эти классические стадии трансформировались в стадии принятия изменений:
- шок,
- отрицание,
- гнев,
- торг,
- депрессия,
- воспоминания,
- принятие / приспособление к новым условиям,
- творчество.
Продуктивность сотрудников начала серьезно падать уже на этапе отрицания. На последующих этапах проблема усугубилась — люди оказались «захвачены» личными переживаниями, и у них просто не осталось сил на рабочие задачи. Падение производительности в отдельных компаниях достигло 50–70%. При этом одни сотрудники даже не поняли, что регрессируют, — это произошло бессознательно. Другие же заняли агрессивно-оборонительную позицию: «Чего вы от меня хотите? Тут такие новости, что я просто не справляюсь!»
Менеджмент всегда сталкивался с единичными случаями резкого снижения производительности из-за стресса. Например, в США давно действует негласное правило не повышать нагрузку после развода. Человек в это время находится в регрессе, и его потенциал оценивается примерно в 20–30% от обычного. Теперь же в стадии «развода» оказались целые коллективы. И переложить вину за снижение производительности попросту не на кого.
Демотивация и конфликты: что происходит с сотрудниками
Летом 2022 года мы провели исследование, в котором приняли участие собственники и топ-менеджеры 80 крупных и средних компаний практически из всех крупных секторов экономики. Опрошенные проживают более чем в 15 российских регионах, в число которых входят все крупнейшие экономические центры страны. Мы задали респондентам вопрос: «Как события последних лет и особенно 2022 года сказались на состоянии и работоспособности вашей команды?»
В топ-5 ответов вошли: