Материал раздела Основной
Представьте себе ситуацию: вы пришли в магазин и увидели большой тюбик крема по выгодной цене. Вы купили крем, пользовались им и советовали друзьям. Однако в конце месяца, когда крем закончился, вдруг осознали, что половина тюбика была заполнена воздухом. Что вы почувствуете? Скорее всего, что вас обманули, завлекли маркетинговым трюком.
В онлайн-продажах есть свои наработанные схемы, которые помогают вводить пользователей в заблуждение. Они называются темными паттернами (dark patterns).
1. Автоматическое добавление услуги
Сайт добавляет пользователю в корзину мелкую услугу, когда тот оформляет заказ. Cтоимость заказа увеличивается. Если покупатель не особо внимательно следит за ценами, то не замечает разницы. Если же замечает, то может отказаться от навязанной услуги. Но для этого придется приложить усилия и поставить галочку в соответствующее поле. Дизайнер делает эту галочку незаметной или размещает в неудобном месте, чтобы сыграть на нежелании пользователя тратить время на поиск. Этот трюк часто используют сервисы бронирования отелей и апартаментов на сутки.
2. Спрятанный сервис
Компания намеренно создает запутанный путь, чтобы пользователь, которому очень нужна определенная услуга, воспользовался другой, выгодной компании, которую легче оформить.