Фудтех-сервисы отказываются от смелых проектов, строят планы выхода в страны СНГ, готовятся защищать свою долю рынка от китайских и индийских конкурентов. Иван Труфанов, сооснователь сервиса Broniboy, — о проблемах и перспективах российского фудтеха
И мировой, и российский рынок фудтеха сегодня — это в первую очередь направление доставки еды и продуктов: оно занимает больше 50% рынка. В топ-50 российских фудтех-проектов находятся в основном сервисы доставки и FMCG-сети, у которых есть доставка. Cреди них периодически встречаются ИT-решения для HoReCa. Поэтому аналитика состояния фудтеха — это почти всегда аналитика сервисов доставки. Тем более что активный рост рынка в последние годы происходит именно благодаря им. За 2019–2021 годы направление доставки еды и продуктов выросло в семь раз по деньгам и составило 613 млрд руб. Агентство InfoLine предполагало, что к 2024 году оборот онлайн-продаж продуктов превысит 1 трлн руб., увеличившись за два года на 600 млрд руб. Однако события 2022 года сделали этот прогноз несбыточным.
Нехватка финансирования и отток клиентов: с какими вызовами сталкиваются фудтех-сервисы
По оценкам игроков фудтех-рынка, прозвучавшим на конференции Tinkoff eCommerce, сегмент доставки еды в 2022 году все же вырос на 25% — не на 10%, как летом предполагали в агентстве BusinesStat. И хотя худшие прогнозы не сбылись, перед фудтех-сервисами сегодня стоит целый ряд вызовов.
1. Нехватка финансирования
В летнем исследовании «СберПро Медиа» об этом говорил каждый второй респондент — за 2021 год только 53% проектов получали инвестиции, но чеки были не выше $1–2 млн. Ситуация усложняется еще и тем, что инвесторы стали в целом осторожнее относиться к вложениям денег, а зарубежные инвесторы в силу санкций не могут поддерживать российские стартапы, находящиеся и работающие в России.