Третейский суд с подсанкционными лицами: проблемы и решения
Споры с подсанкционными лицами можно перевести из международного арбитража в российские государственные суды. Это позволил федеральный закон от 08.06.2020 № 171-ФЗ*. Еще его называют «законом Лугового» по фамилии инициировавшего его депутата.
«Закон Лугового» на сегодняшний день обсуждают как одно из наиболее революционных и востребованных нововведений в правовом регулировании третейского разбирательства. Но изначально новизна его представлялась еще весьма условной и во многом вписывалась в существовавшую ранее концепцию неисполнимости арбитражного соглашения. Все изменилось после того, как положения ст. 248.1 и 248.2 АПК разъяснил Верховный суд в деле «АО «Уралтрансмаш» против PESA» (определение ВС от 09.12. 2021 № 309-ЭС21-6955 (1–3) по делу № А60-36897/2020).
С помощью «закона Лугового» власти попытались защитить подсанкционных лиц, когда арбитражное производство невозможно. С этим столкнулись российские компании после введения иностранных санкций в отношении ряда российских лиц: международные арбитражные институты отказывались от администрирования споров с участием подсанкционных компаний, арбитры не принимали назначения. Кроме того, подсанкционные лица не могли оплатить арбитражный сбор, поскольку из-за потенциальных рисков вторичных санкций банки, обслуживающие международные арбитражные институты, отказывались проводить платежи. В результате, несмотря на реальные попытки подсанкционных лиц обратиться в международный коммерческий арбитраж, разбирательство инициировать невозможно, а арбитражное соглашение, соответственно, не получается исполнить.