Материал раздела Основной

Бесперебойные поставки: урок 2. Как развивать зарубежные каналы поставки

Профессор практики Высшей Школы Бизнеса НИУ ВШЭ Виктор Коданев расскажет, как обеспечить бесперебойность поставок в условиях санкций и ограничений. Во втором уроке обсудим, как создать новые каналы поставки в зарубежных странах

Процесс создания каналов поставок в зарубежных странах

Создание новых каналов поставки в дружественных или более выгодных странах не является очевидным и легко осуществимым решением. Есть целый ряд факторов, осложняющих построение устойчивой зарубежной цепочки поставок: социальные вопросы, культурные отличия, трансграничные и документарные нюансы оформления международных поставок, геополитические риски.

Каждая компания сама определяет модель интернационализации поставок. Одни отправляют в зарубежную страну опытного сотрудника на «поиски» поставщиков, другие проводят дни напролет в онлайн-переводчиках и бурных переписках с зарубежными контрагентами, кто-то прибегает к услугам консультантов и агентов, которых стало очень много за 2022 год, кто-то строит прочный «домик» и создает зарубежные офисы, регистрирует компании в дружественных странах и нанимает там целые команды. Все эти способы имеют свои достоинства и недостатки.

Способы построения зарубежных каналов поставки

Попытка построить зарубежный канал поставок, не вставая из-за стола, кажется простой и понятной, низкозатратной, но вместе с тем она сопряжена с высокими рисками мошенничества, срыва поставки или получения некачественных изделий. Тем не менее такой способ поиска новых партнеров за рубежом может работать, если компания тщательно проверяет зарубежных контрагентов по базам, запрашивает отзывы и рекомендации, привлекает сюрвейерские агентства для проверки поставщиков и продукции, заручается банковскими гарантиями или страхует коммерческие риски.

Еще одним направлением является плотная работа с отраслевыми ведомствами, государственными и некоммерческими организациями, которые участвуют в развитии деловых связей между странами, к ним относятся Торгово-промышленная палата, Торговые представительства стран, министерства экономического развития и даже консульства. Такой способ анализа рынка и поиска поставщиков иногда дает удивительные результаты, но все же больше подходит для крупного бизнеса, а также компаний с сильным административным ресурсом, в противном случае высока вероятность утонуть в пустых переписках и бесполезных выписках из общедоступных баз.