Материал раздела Основной
Антон Макаров

Разворот на юг: почему Казахстан для бизнеса привлекательнее Белоруссии

Казахстан стал зарубежным рынком номер один для российского бизнеса. Чего ожидать компаниям, которые туда собираются, рассказывает основатель «Диван.ру» Антон Макаров
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Самым очевидным рынком для старта зарубежной экспансии до недавнего времени была Белоруссия. Негативные перемены в республике начались в марте 2022 года, когда там обложили дополнительным налогом рекламу. Для «наружки» и рекламы на транспорте он составил 10%, для остальных видов — 20%. А в октябре 2022 года в Белоруссии заработала новая система ценообразования, при которой наценка регулируется государством, и для мебели она составляет, например, 30% максимум. Продавать в Белоруссии можно много, и культура потребления очень близка к российской, но заработать там практически невозможно.

Большинство предпринимателей с опытом работы в Казахстане предпочтет в качестве первого зарубежного рынка нашего южного соседа. Мы изучили практику сервиса inDrive, который перенес головной офис в Алма-Ату, пообщались с сервисом «МойСклад» и компанией Dodo Brands, открывшими здесь региональные офисы, и сетью коворкингов «Практик», которая запускает коворкинг в Астане. Сопоставив их опыт со своим (в 2022 году «Диван.ру» открыл в Казахстане интернет-магазин и пять шоурумов в Алма-Ате и Астане в дополнение к почти 50 российским), опишем, чем же привлекателен рынок Казахстана и что от него стоит ждать экспатам из России.