Материал раздела Основной

Кто такие деинфлюенсеры и почему их боятся компании по всему миру

В соцсетях набирает силу новый тренд — деинфлюенсинг, то есть антирекомендации продукции известных брендов. Он все сильнее беспокоит компании, которые пока не нашли способа с ним справиться
Фото: Kevin Frayer / Getty Images
Фото: Kevin Frayer / Getty Images

Компании уже много лет используют для продвижения своих товаров блогеров: за гонорар или по бартеру лидеры мнений расхваливают косметику, потребительскую электронику или автомобили. Такая реклама нативна и действует лучше обычной: подписчики, как правило, доверяют своим кумирам. Но сейчас набирает силу новый тренд: в отличие от обычных блогеров деинфлюенсеры занимаются критическим разбором продукции брендов. Они подробно рассказывают, почему тот или иной продукт не оправдал их ожиданий, рекомендуют более доступные по цене аналоги, призывают людей дважды подумать перед тем, как совершить эмоциональную покупку ненужного товара.

Критики были в интернете всегда, но теперь они превратились в организованное движение: видеоблогеры один за другим разоблачают продукцию известных фирм, набирая миллионы просмотров. Особенно отчетливо этот тренд прослеживается в таких сферах, как красота и стиль жизни: под обстрел уже попали бьюти-бренды Chanel, The Ordinary и Too Faced. К началу февраля 2023 года видео с хештегом #deinfluencing посмотрели в TikTok более 120 млн раз, и это количество быстро растет. Тренд оказался востребованным в эпоху рецессии, когда потребителям приходится экономить: они стали намного более придирчивыми при выборе товаров и агрессивно реагируют на попытки сбыть им не слишком качественную продукцию. На чем зарабатывают «правдорубы», которые, по собственным уверениям, не берут у брендов ни копейки? И сможет ли бизнес приручить этих блогеров или завалит их судебными исками?