Материал раздела Основной

Что CFO должен предвидеть и планировать — «ВсеИнструменты.ру»

Есть мнение, что во времена неопределенности от долгосрочного планирования можно отказаться. Но это путь к тому, чтобы потерять бизнес и винить во всем кризис. Олег Безумов, финдиректор ВсеИнструменты.ру, о том, как построить устойчивую финансовую модель
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

1. Определитесь с ценностями компании

Джефф Безос, основатель интернет-гиганта Amazon, в одном из интервью говорил, что ключевые решения в бизнесе он принимал, полагаясь на интуицию. Однако на определенные вещи лучше смотреть через призму постулатов, согласованных в компании. Такими постулатами могут быть ценности клиента. Именно ценности клиента остаются неизменными вне зависимости от рыночной ситуации. Поэтому прежде всего ответьте на вопросы:

  • Какова миссия компании?
  • Каковы основные ценности ее клиента?
  • К чему компания стремится и каких финансовых показателей хочет добиться?
  • Как она развивается?

2. Опираясь на ценности, сформируйте долгосрочную финансовую стратегию — в идеале на три–пять лет

У каждой компании должна быть стратегия. Без нее высок риск поддаться внешнему шуму. Если стратегия меняется быстро, то она превращается в краткосрочный план. Поэтому сформируйте стратегию на три–пять лет. И даже если что-то пойдет не так, не бросайтесь спешно ее переписывать. Проявите гибкость в выборе конкретных шагов, которые ведут к достижению стратегических целей.

Например, если клиенту необходимо наличие товара здесь и сейчас, а их производители ушли с рынка, важно вовремя найти альтернативу. Именно адаптивность действий внутри стратегии поможет не попасть в ловушку «кризис виноват в гибели нашего бизнеса».

3. Стройте финансовое планирование от общего к частному

Отталкивайтесь от целей всей компании, а затем переходите к бюджетированию каждого отдела. Допустим, ваша долгосрочная цель — увеличить выручку в три раза за три года. Как ее добиться?