«Устранить в разумные сроки»: что об этом думают суды — кейсы
По общему правилу заказчик вправе предъявить претензии, связанные с недостатками или ненадлежащим качеством результата работы, обнаруженными в течение гарантийного срока (пп. 1, 3 ст. 724 ГК РФ).
Если иное не предусмотрено договором подряда, гарантийный срок начинается с момента, когда результат выполненной работы был принят или должен был быть принят заказчиком (п. 5 ст. 724 ГК РФ).
В судебной практике по аналогичным делам момент начала течения гарантийного срока зачастую связывается с моментом подписания акта приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (формы КС-14) или акта приемки в эксплуатацию законченного капитальным ремонтом объекта. Нами также были обнаружены решения по спорам из договоров подряда, в которых предусмотрено, что течение гарантийного срока для результатов работ начинается с даты получения заказчиком разрешения на ввод в эксплуатацию в отношении объекта.
Вместе с тем в ряде случаев суды приходят к выводу о том, что указанные выше события не обладают свойством неизбежности, которое необходимо для исчисления сроков в соответствии с нормами гражданского законодательства.
Как определяется «разумный срок»
Девятый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 19.08.2015 № 09АП-31860/15 отклонил доводы ответчика о ненаступлении срока возврата гарантийного депозита истцу, отсутствии оснований для его возврата по причине неподписания актов КС-14. Суд указал, что подписание акта приемки законченного капитальным ремонтом объекта, с наступлением которого ответчик связывает срок возврата гарантийного депозита, не является неизбежным, ввиду чего в удовлетворении исковых требований истца не может быть отказано на основании соответствующего пункта договора.