Материал раздела Основной

Бизнес часто игнорирует логистику, планируя развитие. Почему это ошибка

Когда неразвитая логистика ограничивает развитие бизнеса, компании задумываются об инвестициях в направление. Как добиться максимального эффекта от каждого вложенного рубля и обойти подводные камни, рассказал Василий Демин, исполнительный директор КСЛ

Крупный и средний бизнес — ретейл, поставщики и производители — зачастую не считают логистику достойной внимания, когда речь заходит о масштабных инвестициях в развитие.

И обычно это даже оправданно: хочешь усилить позиции в отдельно взятом регионе — расширяй производство, открывай новые магазины. Так победишь. А логистика — дело десятое. В конце концов, всегда можно законтрактовать больше фур и отправить груз на пару сотен километров дальше.

У собственников и СЕО торговых и производственных компаний за много лет сложилось убеждение, что логистика не обеспечит тебе место под солнцем, не сгенерирует тебе живые деньги, сама по себе не приведет клиентов на точку. Также логистикой сложно конкурировать, ее ценность неочевидна для конечного потребителя, а рентабельность инвестиций трудно просчитываема из-за сопутствующих факторов: маркетинговых, финансовых и т.д.

Однако, как показывает практика, это убеждение быстро рушится, когда компания сталкивается с тем, что логистика становится ограничивающим фактором для роста бизнеса: ретейлер не может обеспечить конкурентную цену и доступность товара на полке в новом регионе из-за длинных плеч доставки и отсутствия распределительного центра (РЦ), производитель упирается во вместимость складов готовой продукции и отсутствие подходящих объектов в своей локации.

Именно такие системные проблемы подталкивают собственников на инвестиции: строительство или расширение логистического центра (ЛЦ), модернизацию технологий, цифровизацию управления или приобретение собственного транспорта.

И тут мы оказываемся в ситуации, когда вопрос о необходимости инвестиций в логистику вроде бы уже не стоит — он решен положительно, но появилась уйма вопросов о том, как пройти этот непростой путь и не наступить на раскиданные на нем грабли.

Обычно собственники и CEO сталкиваются с рядом сложностей при решении следующих задач:

  • оценка реального объема инвестиций;
  • оценка сроков реализации проекта;
  • «make or buy problem» — в этом случае речь о проработке альтернативных вариантов развития логистики (инсорс/аутсорс);
  • расчет основных параметров склада и его локации;
  • выбор технологий.

Ключевой совет для держателей бюджетов такой: не поленитесь спуститься на уровень ниже и погрузиться в профильные моменты — это позволит адекватно оценить бюджет будущего проекта и избежать неэффективных инвестиций.