Материал раздела Основной
РБК Pro публикует отрывок из книги Ярослава Каплана «Бизнес Incognita. Как расширить границы». Книга вышла в издательстве «Альпина Pro».
Введенный в употребление Уорреном Баффетом термин «экономический ров» представляет собой идею явного преимущества компании перед конкурентами, которое позволяет ей силой защитить свои долю рынка и прибыль.
Захват ценности в своей основе отражает способность предпринимателя силой присваивать себе часть созданной им ценности. Как вы поняли, при формулировке термина «экономический ров» Уоррен Баффет руководствовался аналогией со средневековым замком, для защиты которого сначала возводили прочную стену по периметру (первый уровень защиты), а затем выкапывали широкий и глубокий ров, призванный усложнить переход противника к стенам замка (второй уровень защиты). Оба уровня защиты значительно увеличивали безопасность крепости. Третьей мерой обороны было строительство нескольких мощных башен на основных направлениях. Это еще на один порядок повышало защищенность замка.
В комплексе все три меры увеличивают вклад в общую сохранность замка десятикратно. Это тот самый случай, когда 1 + 1 + 1 = 30. То есть в сравнении с показателем надежности каждого фактора по отдельности комплексная система обороны замка повышает уровень защищенности в десять раз! Альберт Эйнштейн в 1929 году писал: «Изобрести — это значит увеличить числитель в следующей дроби: произведенные товары / затраченный труд».
Как видите, 100 лет назад было достаточно добиться улучшения в создании ценности за счет снижения затрат на единицу произведенной продукции. 60 лет спустя Уоррен Баффет видел эту проблему уже по-другому.