Материал раздела Основной

Новый рынок: кто помогает торговле на российских маркетплейсах

Вокруг маркетплейсов сложилось множество аналитических сервисов — они подсказывают сейлерам, какие товары и по какой цене продавать. Это пока небольшой, но активно растущий новый рынок. Агентство Smart Ranking разобралось, как он устроен
Фото:  Сергей Фадеичев / ТАСС
Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС

За 2022 год объем рынка интернет-торговли в России вырос на 24% и составил 11,8 трлн руб. Большую долю (62%) на этом рынке занимают универсальные маркетплейсы, где постоянно растет число продавцов. Например, по данным Wildberries, в первом квартале 2022 года число предпринимателей, зарегистрированных на маркетплейсе, увеличилось на 25% по сравнению с тем же периодом 2021 года и превысило 500 тыс. Вокруг маркетплейсов сложился новый рынок — сервисов аналитики продаж на них.

Чем занимаются аналитические сервисы

В личных кабинетах сейлеров на маркетплейсах есть встроенные инструменты анализа различных показателей, но их недостаточно для глубокого понимания рынка. Кроме того, такие инструменты не подходят для новичков, которые еще только выбирают площадку и товар для продаж и не имеют статистики. Внешние сервисы собирают данные с помощью парсеров, сортируют их и предоставляют сейлерам. С их помощью можно выяснить, что люди покупают чаще и реже всего, по какой цене, какая ниша еще не заполнена.

Пользователи аналитических сервисов получают полное представление о товарной нише и конкурентах в ней, чаще всего составленное на основе данных сразу по нескольким маркетплейсам. Таким образом, рынок становится для них прозрачным и прогнозируемым.

На российском рынке работают около двух десятков аналитических сервисов. Их базовый функционал почти идентичен. Отличие состоит лишь в количестве маркетплейсов, с которыми они работают, товаров, доступных для анализа, максимальном периоде сбора данных, форме финального отчета и, конечно, стоимости услуг. Она варьируется от 990 руб. до 89,9 тыс. руб. в месяц в зависимости от пакета выбранных услуг — их количества и сложности. При этом в работе аналитических сервисов очень важна корректность данных. Она зависит от частоты сбора информации и гибкости алгоритмов, которые учитывают постоянно меняющуюся инфраструктуру самих маркетплейсов. Чем больше данных у парсера — тем выше точность. Парсер оценивает изменение остатка товара и фиксирует его как заказ.