Неточные, но полезные: как правильно использовать прогнозы аналитиков
![Фото: Mario Tama / Getty Images](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/0/00/756774056970000.jpg)
Инвестор легко может найти прогнозы аналитиков о том, сколько могут стоить через год большинство акций. Но часто по истечении этого периода котировки оказываются совсем не там, где их ожидали увидеть специалисты: согласно исследованиям, в 40,9% случаев цена акции вообще не достигает целевого значения в течение 12 месяцев. Прогнозы инвестдомов, работающих на российском рынке, также часто не проходят проверку реальностью: например, по данным за 2012–2014 годы, лишь пять из 20 организаций устойчиво давали рекомендации с точностью более 50% и лишь три инвестдома давали такие прогнозы, которые позволили бы инвестору заработать.
Простое следование прогнозам не обогатит частного инвестора, к тому же не всем нужно в принципе смотреть на таргеты, признают опрошенные РБК аналитики. Впрочем, целевые цены могут быть полезным источником информации — если правильно ими пользоваться. РБК собрал рекомендации о том, как обращаться с таргетами, чтобы увеличить шансы заработать на фондовом рынке.
Как понять, нужны ли вам таргеты
- Спекулянтам нет смысла смотреть на 12-месячные таргеты. «Инвестору, который рассчитывает на более быстрые движения рынка, они не подходят однозначно. Спекулятивной составляющей здесь быть не может», — категоричен инвестиционный стратег «Алор Брокер» Павел Веревкин.
- При среднесрочном горизонте инвестирования (в данном случае — до полугода) прогнозы полезны лишь отчасти. «Среди показателей, которые рассчитываются в длинных прогнозах, нет новостных факторов и прочих краткосрочных вещей», — напоминает инвестиционный советник «Открытие Инвестиции» Алексей Калинин.
- На таргеты имеет смысл опираться при инвестировании на несколько лет, а также «под дивиденды». Такого мнения придерживается Калинин. Важно, чтобы долгосрочное инвестирование действительно было таковым, добавляет директор департамента инвестиционно-корпоративного бизнеса «Цифра брокер» Александр Цыганов: «[Годовые прогнозы полезны тем], кому не понадобится срочно в моменте продавать актив, выводить деньги, чтобы, например, перекрыть какой-то свой кассовый разрыв».
Что именно показывают таргеты и чего не показывают
Аналитики рассчитывают целевую цену акции, исходя из будущих финансовых потоков компании и условий, в которых она будет работать. Главный принцип, которым руководствуются составители таких прогнозов, — экстраполяция текущих трендов, «продление» их в будущее. «У компаний есть финансовая отчетность, которая показывает, сколько они заработали в предыдущих кварталах, и эти данные экстраполируются на следующие кварталы. Таким образом получается прогноз, сколько компания заработает в будущих периодах. Соответственно, можно будет сделать вывод — какой будет прибыль компании за год. Исходя из этих данных, а также CAPEX (капитальных затрат. — РБК) компании и статистики по предыдущей дивидендной политике, можно сделать выводы о величине дивидендов, которые будут выплачиваться этой компанией в ближайшей перспективе», — объясняет Александр Цыганов.