Материал раздела Основной
Российский рынок FoodTech практически с момента своего возникновения был одним из самых развитых в мире, им он и оставался к началу 2022 года, уступая Китаю с его двухмиллиардным населением. По наличию сервисов, качеству и скорости доставки мы были «в топе».
Кроме того, Россия — первая страна в мире, где появились настолько крупные игроки в сфере Q-commerce. К примеру, «Самокат» установил абсолютный мировой рекорд по количеству доставок и темпам роста. Лидеры российского рынка (Delivery Club, «Самокат», «Яндекс», «СберМаркет») совместными усилиями сделали доставку еды и продуктов в нашей стране качественной и доступной.
Для меня иллюстрацией развития фудтеха были мои родители. В течение нескольких лет они воспринимали доставку еды на дом только как «суши по праздникам». Но с 2021 года стали заказывать продукты в «Самокате», «Магните» и через другие сервисы. Доставка еды на дом перестала быть «чем-то праздничным» для многих людей.
В 2022 году на российском FoodTech-рынке в итоге не произошло каких-то шоковых изменений, полностью нарушивших его развитие. Меняются только потребительские привычки, а рынок пытается к этому адаптироваться. В результате производители и сервисы доставки еды делают акцент на том, что доступно и выгодно потребителям.
В 2019–2020 годах в сфере доставки еды было четкое разделение по категориям. Каждая компания занимала свое «место на рынке»: например, Delivery Club — это рестораны, «СберМаркет» — продукты, «Самокат» — скоропортящиеся товары. Сейчас мы уже видим микс из разных видов услуг у каждого крупного игрока. Если сервис продолжил бы предлагать только что-то одно, он быстро бы стал неактуальным. Поэтому у всех в ассортименте появляется и готовая еда, и продукты супермаркета, и полуфабрикаты «в одной корзине».