Материал раздела Основной
В 2022 году на рынке франшиз России было представлено более 3 тыс. компаний из разных сфер — от интернет-магазинов и кофеен до производства. В сравнении с 2021 годом этот показатель вырос на 11% (об этом свидетельствует исследования franshiza.ru и немецкой компании Statista Research Department).
В основном появлялись новые игроки, предлагающие франшизы:
Основная сложность, с которой столкнулся франчайзинг в 2022 году, стала стагнация в экономике. С февраля по май бизнес взял паузу, количество клиентов сократилось почти в два раза. Малым франшизам, где всего один собственник, было особенно тяжело: сложно удержаться в трудных ситуациях без партнеров и единомышленников.
Но уже во втором полугодии запустились новые механизмы развития рынка.
Во-первых, уход западных франчайзеров сыграл на руку оставшимся игрокам. На рынке внезапно оказались «незанятые» потребители, которые еще были готовы платить за частное образование, еду в кафе и так далее. Компании быстро включились в борьбу за аудиторию в основном с помощью скидок и акций.
Во-вторых, произошло смещение сезона покупки и расширения франшиз. Традиционно август, сентябрь и октябрь — это время активного открытия новых точек из-за оживления рынка после летних отпусков. В 2022 году такого не произошло. Объявленная в конце сентября частичная мобилизация и общая напряженность сдвинули сезон: например, количество заявок на подбор персонала стал увеличиваться только ближе к ноябрю.
Разберем, на что стоит обратить внимание при открытии франшизы в текущих условиях и какие инструменты использовать.