Материал раздела Основной

Компании в России тратят на роботов более 5 млрд руб. в год: что дальше

Российский рынок роботизации выдержал испытание импортозамещением, несмотря на то что еще в начале 2022 года 90% на нем занимали западные решения. Глеб Леонов, руководитель практики RPA компании iFellow, рассказал, что этому помогло и каковы перспективы
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

До 2022 года 90% российского рынка RPA (технология Robotic Process Automation) занимали решения зарубежных вендоров. Уход этих компаний из страны не стал критической проблемой. Рынок быстро адаптировался и даже не прекратил рост на традиционные 15%.

RPA все чаще применяют в разных сферах бизнеса, чтобы автоматизировать операции, которые выполняются по определенному алгоритму. Системы RPA, или программные роботы, имитируют рутинные действия пользователя в информационной системе. Их основные задачи — ускорить процессы и минимизировать ошибки, вызванные человеческим фактором.

В отличие от человека робот способен производить повторяющееся действие круглосуточно, с одинаково высокой скоростью и точностью.

Бурное развитие технологии RPA началось около пяти лет назад. В числе первых к ней обратились финансовые организации, и сегодня большая часть внедрений (около 70% в денежном выражении) приходится на банки. Большой интерес к программным роботам проявляют и представители других отраслей: ретейл, телеком и т.д. RPA-алгоритмы широко используют топ-50 крупнейших компаний страны, есть отдельные внедрения и в компаниях из топ-150.

Суммарные годовые расходы топ-150 российских компаний на роботизацию в 2022 году, по нашей оценке, составят около 5 млрд руб.

Бюджет на RPA распределяется по трем статьям: