Многие работают и живут в состоянии «белка в колесе». Они распыляют себя на десятки разных дел и в итоге не доводят ни одно до конца. Изменить это можно, освоив принципы тайм-менеджмента, считает Марина Морозова (академия «Технологии Доверия»)
Итальянский философ Луций Сенека делил время на две категории: полезное (хорошее) и бесполезное (плохое). Он вел учет времени письменно и оценивал его с точки зрения эффективности.
Другой итальянский философ Альберти внедрил два правила управления временем: ежедневно утром письменно обозначать дела; распределять их в порядке уменьшения степени важности.
Вы можете выбрать другие правила, которые позволят повысить личную эффективность. Расскажу о самых главных.
Основные принципы тайм-менеджмента
- Ставьте цели. Разделяйте их на крупные (которые касаются всей вашей жизни) и мелкие (ежедневные, ежемесячные и т.д.).
- Планируйте. Прописывайте последовательность действий, которые надо выполнить для достижения каждой цели.
- Расставляйте приоритеты. Из всего перечня дел выделяйте самые важные и начинайте с них.
- Развивайте самодисциплину. Это позволит вам руководствоваться приоритетами, избегая мимолетного желания отвлечься.
- Планируйте отдых. Так вы сможете восстановить резервы организма, а впоследствии избежать выгорания.
- Фиксируйте задачи. Иначе они будут выглядеть необязательными, быстро забываться и в итоге оставаться невыполненными.
- Декомпозируйте. Делите глобальные задачи на подзадачи, так к ним будет психологически проще приступить.
- Проводите градацию планов. При управлении временем стройте планы на неделю, а при составлении недельного расписания — планы на месяц. Это поможет двигаться к цели без остановок.
- Боритесь с хронофагами — тем, что отвлекает вас от основной деятельности. Растрачивание времени впустую — например, на просмотр соцсетей — лишает продуктивности.
- Ограждайте себя от отвлекающих факторов. Во время работы максимально «отстранитесь» от внешнего мира — отключите уведомления, переключите мобильный в беззвучный режим. Все, что отвлекает, снижает вашу производительность и вызывает усталость.
- Забудьте о мультизадачности. Одновременное выполнение нескольких задач ведет к повышению уровня стресса и неспособности выполнить хотя бы одну задачу целиком.
- Повышайте производительность. Организуйте рабочий процесс так, чтобы получить максимальный результат с минимально затраченными ресурсами.
- Проявляйте гибкость. Если обстоятельства меняются, меняйте планы.
- Анализируйте. Оценивайте эффективность своей деятельности, обнаруживая слабые места.
- Занимайтесь саморазвитием. Эффективность деятельности связана с личными качествами, такими как уровень самодисциплины, умение размышлять и принимать решения. Поэтому постоянно учитесь чему-то новому и повышайте гибкость мышления.
Техники