Материал раздела Основной

Маркетплейсы строят все больше складов в регионах. Как это меняет рынок

За четыре года площадь фулфилмент-центров выросла в рекордные 12 раз. И этот процесс продолжится. Антон Алябьев и Евгения Радько (CORE.XP) объяснили, за счет чего будет развиваться складская недвижимость и как это отразится на экономике отдельных городов
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

По итогам 2022 года площадь введенных фулфилмент-центров достигла 3,7 млн кв. м*. Таким образом, только за 2022 год площадь фулфилмент-центров выросла на 54% относительно 2021 года. Всего же за период с 2018 по 2022 год она увеличилась в 12 раз (плюс 3,4 млн кв. м к значению 2018 года).

Особый формат

Фулфилмент-центр — это особый формат объектов онлайн-ретейлеров, которые обеспечивают централизованное выполнение всех логистических операций на самом объекте (приемка товара, сборка, упаковка, сортировка заказов и т.д.).

Существенный скачок здесь произошел после 2020 года: пандемия COVID-19 ускорила развитие российского рынка e-commerce. Игрокам онлайн-розницы требовались все большие и большие объемы новых складских площадей. При этом складские мощности ни одного другого сегмента не прирастали такими темпами: среднегодовой прирост суммарной площади онлайн-ретейлеров за последние четыре года составил 85%.

При этом если еще в 2020 году на рынке можно было выделить пять конкурирующих e-commerce-платформ, то сейчас явно лидируют две компании с наиболее развитой логистической инфраструктурой — они занимают 74% площади всех фулфилмент-центров.