Материал раздела Основной
Наталия Курбатова

Почему вы никогда не построите компанию в стиле Маска или Джобса

У каждого бизнеса свой «темперамент», который передается ему от создателя. Мотивы предпринимателя прямо влияют на то, сможет ли компания добиться успеха. В некоторых случаях шансов построить бизнес-империю просто нет. Рассмотрим, что с этим делать

Когда авторы пишут статьи про секреты успеха Илона Маска, Стива Джобса, Генри Форда и т.д. (в зависимости от того, кто сегодня эталон), они, в общем-то, подтасовывают карты. В любом бизнесе есть свои «фишки», которые повышают его эффективность — даже в самом заурядном или в обанкротившемся. Но эти «фишки» не имеют прямого отношения к успеху. Проверить это просто: если вы повторите действия успешных бизнесменов, скорее всего, у вас такого успеха не будет.

Вы не построите IKEA, если будете летать экономклассом, жить в отелях 3* и даже если, будучи алкоголиком, сможете планировать свои запои, как Ингвар Кампрад. Вы не создадите Twitter, если будете просто заниматься тем, что вам нравится делать, и даже у Джека Дорси идеи с массажем для программистов и службой доставки провалились. И если у вас есть синдром Аспергера, как у Илона Маска, это совершенно не означает, что вы сможете запустить ракету в космос.

Мотивация предпринимателя — одна из признанных многими причин успеха. Правда, и тут сразу возникает иллюзия, что мотивация людей, создавших успешные бизнесы, действительно имеет общие черты, которые и привели их к успеху. Но нет, не имеет. Плохая новость в том, что даже если причина у чьего-то успеха есть, ее нельзя повторить. Точно так же, как нельзя прожить жизнь другого человека. Хотя истинная причина создания бизнеса, безусловно, существенно определяет его будущее. Остальное, похоже, доделывает случай.

Итак, какие есть причины создания бизнеса и как это влияет на его размеры, будущее и деньги. Мы поговорим про пять ведущих мотивов, хотя надо понимать, что это такая же типология, как темпераменты, типы личности или что-то аналогичное — в чистом виде их не существует, каждый случай предпринимателя уникален. Но выделение типов помогает нам упорядочивать реальность.

Деньги для жизни

Самый распространенный мотив создания бизнеса. Думаю, если взять все бизнесы в штуках, а не в деньгах, то это будет около 70–80% общего объема. Это тот бизнес, который всегда остается малым.

Когда бизнес растет, ему приходится пройти неизбежный этап убыточности — надо вкладывать больше, чем забирать. Владельцы бизнеса, смысл которого в деньгах на жизнь, не готовы к такому. И это минус с точки зрения объема заработка.